О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Geneva Group International Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 23.10.2017

23.10.2017

Скорректирована форма декларации по косвенным налогам

ФНС России приняла ведомственный акт, которым утверждены новые форма и формат представления налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств – членов ЕАЭС в электронной форме, а также порядок ее заполнения (приказ ФНС России от 27 сентября 2017 года № СА-7-3/765@, зарегистрирован в Минюсте России 19 октября 2017 года).

В новой форме декларации содержатся следующие изменения:

  • изменены штрих-коды страниц;
  • на титульном листе добавлены поля – "Форма реорганизации (ликвидация)", "ИНН/КПП реорганизованной организации", а также удалено поле "Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД";
  • во всех разделах в стр. 010 код по ОКАТО заменен на код по ОКТМО;
  • в разделе 2 появился новый "Расчет суммы акциза по видам подакцизных товаров, имлортированных на территорию Российской Федерации с территории государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением спирта этилового из всех видов сырья (в том числе этилового спирта-сырца из всех видов сырья, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового)";
  • добавлен новый раздел 3 "Сумма акциза (авансового платежа акциза), исчисленная к уплате в бюджет при импорте спирта этилового из всех видов сырья (в том числе этилового спирта-сырца из всех видов сырья, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза" и другие корректировки.

Приказ ФНС России вступит в силу 4 ноября 2017 года.

Напомним, что действующие форма, формат и порядок заполнения налоговой декларации на уплату косвенных налогов при импорте из стран-участников ЕАЭС были утверждены в 2010 году (приказ Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н "Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов таможенного союза и Порядка ее заполнения").

23 октября 2017 г.


НДС не взимается при импорте товаров, ввозимых филиалом организации, зарегистрированной в другой стране ЕАЭС

Минфин России разъяснил, что обложение НДС ввоза филиалом организации – налогоплательщика одного государства, являющегося членом ЕАЭС, товаров, полученных от головной организации, расположенной на территории другого государства, также являющегося членом ЕАЭС, в котором находится данный филиал, договором о ЕАЭС не предусмотрено (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 октября 2017 г. № 03-07-13/1/66220).

Напомним, что применение косвенных налогов в торговых отношениях государств – членов ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор).

В нем, в частности, предусмотрено, что при импорте на территорию государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС товаров, импорт которых на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юрлица, косвенные налоги не взимаются (подп. 3 п. 6 ст. 72 Договора).

Напомним, что к косвенным налогам в России относятся НДС и акцизы.

20 октября 2017 г.


С предоплаты в счет первичной уступки нужно исчислить НДС

В налоговую базу следует включить весь поступивший аванс. Минфин объяснил это тем, что никаких особенностей в данном случае нет: поступать нужно так же, как и при обычной предоплате.

Ведомство отметило, что нельзя принять к вычету НДС, уплаченный с такой предоплаты. Налог можно только вернуть или зачесть.

Подобное разъяснение финансисты уже давали.

Письмо Минфина России от 27.09.2017 N 03-07-11/62601

20 октября 2017 г.


Для списания убытков правопреемник должен хранить документы предшественника

В письме от 25 августа 2017 г. N 03-03-06/2/54617 Минфин ответил на вопрос о включении в налоговую базу организации-правопреемника убытков присоединяемой организации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 283 НК после реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 283 НК, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до реорганизации.

Пунктом 2 статьи 283 НК предусмотрено, что налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 НК. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы.

Согласно пункту 4 статьи 283 НК налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

При этом НК не предусматривает основания прекращения указанной обязанности по хранению документов. Списание убытков возможно только при наличии первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат.

20 октября 2017 г.


Если выемку документов ИФНС окончила до 22 часов, протокол может составлять и ночью

В письме от 05.10.17 № 03-02-08/64830 Минфин указал, что согласно пункту 2 статьи 94 НК не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол, в котором перечисляются и описываются изъятые документы и предметы. Время начала и окончания производства выемки, изъятия документов и предметов фиксируется в протоколе.

После составления протокола и до его подписания должностными лицами налогового органа в него вносятся замечания (при наличии) понятых, специалистов, представителей проверяемого налогоплательщика.

Время, которое необходимо для составления протокола выемки документов и предметов, внесения в него замечаний заинтересованных лиц и подписания этого протокола не входит во время производства выемки (изъятия) документов и предметов.

Минфин полагает, что если выемка (изъятие) документов и предметов произведены до 22 часов по местному времени, окончание в 23 часа 40 минут составления и подписания протокола о производстве такой выемки (изъятия) документов и предметов не свидетельствует об окончании выемки в ночное время.

20 октября 2017 г.


Безвозмездно полученное право на результат интеллектуальной деятельности не является доходом НКО

Минфин России разъяснил, что безвозмездно полученное НКО от физлица право на результат интеллектуальной деятельности (исключительное право или право использования) не признается доходом НКО для целей налогообложения прибыли (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 октября 2017 г. № 03-03-07/65274).

Напомним, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Налогового кодекса (п. 8 ст. 250 НК РФ).

При этом при определении налоговой базы в составе доходов не учитываются целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие от организаций и (или) физлиц и использованные данными получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ).

В то же время к целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

При этом налогоплательщики – получатели данных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

19 октября 2017 г.


Как амортизировать полностью изношенное, но модернизированное основное средство

В письме от 02.10.17 № 03-03-06/2/63775 Минфин напомнил, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, которые определяются налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию с учетом классификации ОС, утверждаемой правительством.

Позднее можно увеличить этот срок после реконструкции, модернизации или технического перевооружения. При этом увеличение возможно в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено основное средство.

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. Если основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость такого ОС на стоимость проведенной модернизации.

При этом сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества будет определяться как произведение его увеличенной в результате модернизации первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

19 октября 2017 г.


Продление действия основных тарифов взносов на год прошло первое чтение

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 274632-7 о внесении изменений в статью 426 Налогового кодекса.

Сейчас ею установлены общие (не льготные) тарифы страховых взносов, действующие в 2017 - 2019 годах: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы – 22%, сверх предельной базы – 10%; на обязательное соцстрахование по больничным в пределах установленной предельной величины базы – 2,9%; в отношении иностранцев (за исключением высококвалифицированных специалистов) до установленной предельной базы – 1,8%; на ОМС – 5,1%.

Законопроектом действие этих тарифов продлевается до конца 2020 года.

Законопроект № 274633-7, который был внесен в нижнюю палату парламента одновременно с упомянутым выше, первое чтение пока не прошел. Напомним, он продлевает на год действие тарифов взносов на ОПС, установленных статьей 33.1 федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".

19 октября 2017 г.


Вычет по НДС на основании одного счета-фактуры разрешается производить частями в разных налоговых периодах

Минфин России разъяснил, что принятие к вычету НДС, предъявленного подрядными организациями при проведении ими капстроительства, на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет этих работ, нормам Налогового кодекса не противоречит (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 сентября 2017 г. № 03-07-10/58705).

Напомним, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса).

При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капстроительства, сборке (монтаже) основных средств, а также суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ (п. 6 ст. 171 НК РФ).

Вычеты данных сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1, 5 ст. 172 НК РФ).

В свою очередь налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капстроительства, принимаются налогоплательщиком к вычету в течение трех лет после принятия на учет работ по капстроительству и материалов, приобретенных для таких работ, независимо от момента ввода объекта строительства в эксплуатацию. При этом возможен вариант принятия к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет этих работ.

19 октября 2017 г.


За возвратом из ФСС переплаты по «старым» взносам, возникшей после 1 января, можно пойти в налоговую

Это следует из совместного письма ФНС и ФСС.

Налоговики, получив от организации заявление о возврате, направят его в отделение ФСС. Сама инспекция рассматривать обращение не будет.

Разъяснение касается переплаты не только по "больничным" взносам, но и по пеням и штрафам, а также сумм, которые излишне взыскали контролеры. Речь идет о "старых" взносах, поступивших после 1 января этого года на КБК, который начинается на 182.

Напомним, что недавно налоговики договорились так же взаимодействовать с ПФР.

Письмо ФНС России N ГД-4-8/20655@, ФСС России N 02-11-10/06-02-4386П от 13.10.2017

19 октября 2017 г.


При расчетах некоторыми электронными средствами ККТ понадобится с 1 июля 2018 года

В письме от 30 августа 2017 г. N 03-01-15/55761 Минфин указал, что в целях закона 54-ФЗ о применении ККТ к расчетам относится также прием или выплата денег с использованием электронного средства платежа.

Под таковым закон о национальной платежной системе понимает средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Согласно нормам закона "О защите прав потребителей" при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денег, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

С учетом изложенного, в случае расчета электронными средствами платежа, в том числе исключающих возможность непосредственного взаимодействия, пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

При этом ККТ не применяется в расчетах с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) ИП.

Если организации или ИП в соответствии с законом N 54-ФЗ в старой редакции вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018. Федеральный закон N 54-ФЗ (в старой редакции) не содержал положений, освобождающих от применения ККТ в случае расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.

Таким образом, организации или ИП при расчетах посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт), использование которых в соответствии с законом N 54-ФЗ в старой редакции не предусматривало применение ККТ, обязаны применять ККТ после 01.07.2018.

18 октября 2017 г.


Льготу по налогу на имущество организаций можно применить не ко всему движимому имуществу, принятому на учет после 1 января 2013 года

Минфин России разъяснил, что движимым имуществом в целях применения льготы по налогу на имущество организаций признаются объекты технологического оборудования, учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с ПБУ 6/01, которые могут быть использованы по своему функциональному назначению вне объекта недвижимого имущества. И демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба объекту недвижимого имущества независимо от того, входят ли соответствующие объекты технологического оборудования в состав зарегистрированного объекта недвижимого имущества согласно техническому паспорту на объект (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 августа 2017 г. № 03-05-05-01/54266).

Напомним, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета, если иное не предусмотрено ст. 378-378.2 Налогового кодекса (ст. 374 НК РФ).

Вместе с тем Положением по бухучету ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н) понятие "движимого и недвижимого имущества" не определено.

В свою очередь единицей бухучета основных средств является инвентарный объект, которым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 6 ПБУ 6/01).

При этом определено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В то же время к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся подлежащие госрегистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (ст. 130-131 Гражданского кодекса).

По вопросу определения состава недвижимого имущества, относящегося к зданиям и сооружениям, при исчислении налога на имущество организаций рекомендуется также руководствоваться Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее – Закон № 384-ФЗ).

Как полагают финансисты, под объектом недвижимого имущества (зданием, сооружением) понимается единый конструктивный объект капитального строительства, включающий в себя совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

При этом освобождается от налога на имущество организации движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. За исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми (п. 25 ст. 381 НК РФ).

17 октября 2017 г.


Утверждена новая форма требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии

Налоговая служба приняла ведомственный акт, которым скорректирована форма требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии. В нее добавлено новое основание обеспечения исполнения обязательств – поручительство (приказ ФНС России от 7 августа 2017 г. № СА-7-8/609@ "Об утверждении формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (договору поручительства)", зарегистрирован в Минюсте России 16 октября 2017 года).

В используемую в настоящее время форму внесены следующие изменения:

  • в названии формы к банковской гарантии добавлен договор поручительства;
  • в перечне правовых норм, на основании которых выставляется требование об уплате денежной суммы, добавлены новые нормы – п.3, 7 ст. 74, п. 9 ст. 74.1, п. 6 ст. 184 Налогового кодекса;
  • также добавлена таблица с указанием налогов и сборов, размера недоимки, пени, штрафов, процентов и реквизитов платежа;
  • добавлены строки для указания договора поручительства и другие корректировки.

Отметим, что новшества связаны с законодательными изменениями, в соответствии с которыми с 1 июля 2017 года плательщики НДС и акцизов имеют право возмещать НДС в заявительном порядке, а также освобождаются от уплаты акциза при экспорте при наличии у них договора поручительства (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Приказ ФНС России вступит в силу 16 ноября 2017 года.

Напомним, что при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, сбора или взноса, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. (п. 3, 7 ст. 74 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налогоплательщиком, исполнение обязанности которого по уплате налога обеспечено банковской гарантией, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов либо пеней и штрафов направляет гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии. (п. 6, 9 ст. 74.1 НК РФ).

17 октября 2017 г.


Готовятся изменения формы декларации по земельному налогу

ФНС России разрабатывает проект ведомственного акта, которым планируется внести изменения в форму и формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде, а также порядок ее заполнения.

Причиной изменения формы данной декларации стало внесение поправок в главу 31 Налогового кодекса Федеральным законом от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Основным новшеством стало изменение порядка исчисления земельного налога в случае корректировки в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка из-за изменения вида его разрешенного использования и (или) перевода из одной категории земель в другую.

Так, изменение в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) перевода его из одной категории земель в другую учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого земельного участка. При этом налог исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с новым п. 7.1 ст. 396 НК РФ.

Новые положения главы 31 НК РФ вступят в силу с 1 января 2018 года. К этому же сроку планируется принять ведомственный акт ФНС России.

Напомним, что действующая форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена в 2017 году (приказ ФНС России от 10 мая 2017 № ММВ-7-21/347@).

17 октября 2017 г.


Объект перестал быть торговым или деловым: можно считать налог по балансовой стоимости

Письмом от 27.09.2017 N БС-4-21/19453 ФНС разослала письмо Минфина от 26.09.2017 N 03-05-04-01/62193 о налогообложении объектов недвижимости организаций в случае изменения их характеристик в течение налогового периода.

В частности, речь идет о случае, когда внесение изменений в течение налогового периода в ЕГРН привело к тому, что "кадастровый" объект, включенный региональный перечень, перестал отвечать условиям, установленным статьей 378.2 НК – то есть перестал относиться к имуществу, облагаемому по кадастровой стоимости.

Минфин считает, что в этом случае можно перейти на исчисление налога по среднегодовой стоимости объекта. Если, конечно, власти субъекта РФ уберут здание из "кадастрового" перечня.

17 октября 2017 г.


ЦБ внес ряд поправок в документы, регламентирующие бухучет кредитных организаций

ЦБ утвердил положение от 02.10.2017 N 604-П о порядке отражения банками на счетах бухучета операций по привлечению денежных средств в виде вклада (депозита), кредитным и иным договорам, выпуска и погашения (оплаты) облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов.

Положением от 02.10.2017 N 605-П ЦБ установил порядок отражения банками в бухучете операций по предоставлению (размещению) денежных средств по кредитным, иным договорам, связанных с приобретением прав требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, операций по обязательствам по выданным банковским гарантиям и предоставлению денежных средств. Правила разработаны в соответствии с требованиями МСФО.

Положением от 02.10.2017 N 606-П Банк России определил порядок отражения банками на счетах бухучета операций с ценными бумагами. Документ также учитывает МСФО. В бухгалтерском учете указанные операции отражаются на основании первичных учетных документов, подтверждающих переход прав собственности на ценную бумагу, либо при выполнении условий договора, определяющих переход прав собственности на ценную бумагу, сообщает КонсультантПлюс.

Все три положения должны вступить в силу с 1 января 2019 года, но пока что находятся на регистрации в Минюсте.

Кроме того, указанием от 02.10.2017 N 4555-У ЦБ внес изменения в план счетов бухучета для кредитных организаций и порядок его применения с учетом требований МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты". По данным КонсультантПлюс, уточнены наименования некоторых счетов и введены новые счета для учета, в том числе операций, связанных с размещением (привлечением) денежных средств, обязательств по выданным банковским гарантиям, долговых ценных бумаг, корректировки резервов на возможные потери.

Указание вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений, вступающих в силу – с 1 января 2019 года. Сейчас находится на регистрации в Минюсте.

Указанием от 02.10.2017 N 4556-У Банк России внес поправки в порядок определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода банков с целью реализации требований МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты". Указание вступит в силу с 1 января 2019 года, но пока что только направлено в Минюст.

17 октября 2017 г.


Льгота по налогу на имущество организаций не применяется, если оно было получено от взаимозависимых лиц

Минфин России разъяснил, что в отношении объектов движимого имущества, переданных после 1 января 2013 года между взаимозависимыми лицами, применение льготы по налогу на имущество организаций неправомерно (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 августа 2017 г. № 03-05-05-01/55522).

Напомним, что с 1 января 2015 года в отношении основных средств, включенных в первую или вторую амортизационную группы в соответствии с Классификацией основных средств следует руководствоваться подп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса, в соответствии с которым такие основные средства не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций вне зависимости от даты постановки их на учет в качестве основных средств и передачи (включая приобретение) между лицами, признаваемыми взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

При этом взаимозависимыми лицами признаются:

  • организации в случае, если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • физлицо и организация в случае, если такое физлицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • организация и лицо (в том числе физлицо совместно с его родственниками), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  • организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физлица совместно с его родственниками);
  • организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физлица совместно с родственниками;
  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • организации или физлица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
  • физлица в случае, если одно физлицо подчиняется другому физлицу по должностному положению;
  • физлицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Финансисты уточнили, что по вопросу налогообложения с 1 января 2015 года движимого имущества, включенного в иные амортизационные группы в соответствии с Классификацией, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве объектов основных средств следует руководствоваться п. 25 ст. 381 НК РФ, согласно которому такое имущество не подлежит налогообложению за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юрлиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

16 октября 2017 г.


В Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за подделку финансовых документов

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта об уголовной ответственности за фальсификацию документов учета и отчетности финансовых организаций, совершенную группой лиц. Соответствующий документ опубликован пресс-службой правительства.

“Законопроектом предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от 3 млн. до 5 млн. рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовых организаций, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой”, - говорится в пояснении к документу.

Пресс-служба правительства отмечает, что введение этой нормы позволит суду назначать наказание с учетом степени общественной опасности деяния и личности виновного, а также обеспечит индивидуализацию и дифференциацию уголовной ответственности.

Законопроектом также предлагается распространить действие статьи 1601 УПК РФ на случаи когда за совершенное преступление предусмотрена конфискация имущества либо наказание в виде штрафа или другие имущественные взыскания: “При этом предполагается, что меры по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые несут ответственность за причиненный ими вред, а также меры по наложению ареста на имущество должны быть приняты следователем или дознавателем незамедлительно”.

16 октября 2017 г.


ЦБ будет планировать аудиторские проверки банков каждые полгода

Указанием от 13.09.2017 N 4524-У Банк России внес изменения в свое указание от 30 ноября 2014 года N 3463-У "Об особенностях организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) аудиторскими организациями по поручению Совета директоров Банка России". Изменения начнут действовать с 22 октября.

Согласно поправкам план проверок будет составляться ЦБ каждые полгода (по прежней редакции – раз в год).

Руководитель и члены группы аудиторов будут вправе, среди прочего:

  • требовать и получать файлы электронных образов бумажных документов, электронных документов, электронных таблиц, записей систем видеонаблюдения и (или) других видов объектов файловых систем и соответствующую опись;
  • требовать и получать файлы, содержащие учетно-операционную и иную информацию кредитной организации, в том числе в форме выборок информации (наборов записей) и соответствующую опись.

В настоящее время это касается названных файлов, размещаемых на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной записи.

Акт о противодействии проверке, а также аудиторское заключение будут формироваться также в электронном виде, дублируя "бумажные".

В новой редакции приводятся формы описей электронных документов и выборок информации, предоставленных банком аудиторской организации.

13 октября 2017 г.


СРО РСА предлагает изменить законопроект о передаче ЦБ полномочий по сфере аудита

СРО РСА разослала материалы, согласно которым направила председателю Госдумы поправки в законопроект о передаче ЦБ полномочий по надзору за аудиторскими организациями. Помимо парламентария, письмо от СРО должен получить ряд других лиц, среди которых Шувалов, Матвиенко, Силуанов, Голикова, Титов и многие другие известные лица.

Поправки направлены, среди прочего, на предотвращения угрозы независимости аудиторов и минимизации конфликта интересов (поскольку ЦБ будет одновременно контролировать как аудируемых лиц, так и аудиторов). Также предлагается указать виды, периодичность и сроки проверок в отношении аудиторских организаций; ограничить контроль только законченными аудиторскими проверками.

Также СРО сообщает, что анализ международной практики установления критериев обязательного аудита показывает, что в настоящий момент в России уже установлены рекордно высокие количественные критерии. Если исходить из международной практики, то количественные критерии в нашей стране нужно пересматривать не в сторону повышения, а в сторону снижения.

К тому же, по мнению СРО, в случае повышения количественных критериев должны быть введены ситуационные критерии обязательного аудита (например, при обращении организации за кредитом, при участии в госзакупках, при изменении состава акционеров (участников), размера уставного капитала, формы собственности). Количественные критерии СРО, в свою очередь, предлагает следующие: выручка от 400 млн, активы от 100 млн, численность от 50 человек. К тому же, предлагается ввести обязательный аудит для организаций сферы ЖКХ, для микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов.

Законопроект подлежит изменению и в части численности аудиторов в одной аудиторской организации, считают авторы поправок. В связи с этим предлагается уточнить, что «основное место работы» (в целях закона № 307-ФЗ) – это работа в качестве аудитора по трудовому договору только в одной аудиторской организации одновременно, а также установить норму о том, что численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет не менее трех аудиторов, каждый из которых имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с законом 307-ФЗ. Это альтернатива содержащейся в законопроекте нормы в отношении «7 аудиторов» и «12 аудиторов».

Также предложено включить в статью 11 закона № 307-ФЗ указание на то, что аттестат, выданный в соответствии с федеральным законом № 119-ФЗ, также является квалификационным аттестатом аудитора и дает право на участие в аудиторской деятельности за исключением ограничений, предусмотренных законодательством.

Численность аудиторских организаций в СРО предлагается снизить не менее, чем в два раза.

Законопроектом в статью 6 закона 307-ФЗ вводится норма, согласно которой при подписании аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности общественно-значимой организации требуется одновременно две подписи – руководителя аудиторской организации (или уполномоченного им лица) и аудитора, отвечающего за проведение данного аудита (аудитора, возглавляющего аудиторскую группу). Подпись руководителя организации, как считает СРО, фактически дублирует подпись руководителя группы,

поскольку именно последний в соответствии со стандартами аудиторской деятельности несет всю полноту ответственности за аудит. Таким образом, предлагается установить, что подписание аудиторского заключения производится руководителем аудиторской группы.

13 октября 2017 г.


Рабочий орган САД утвердил проект классификатора нарушений аудиторских фирм

Минфин опубликовал протокол заседания рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 10 октября 2017 года.

Обсуждали, среди прочего, внесение изменений во Временный классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.

К протоколу прилагается классификатор (без оговорки "временный"), его в целом одобрили на состоявшемся заседании. Однако до 20 октября члены рабочего органа еще могут предлагать поправки в документ, его уточненную редакцию может выработать также Федеральное казначейство.

Классификатор представляет из себя объемную таблицу, в которой приведены нарушаемые нормы и описание нарушений. Нарушения делятся на несущественные, существенные (среди них выделены устранимые и неустранимые), грубые.

13 октября 2017 г.


Перевод деятельности на другое юрлицо не освобождает от уплаты налогов

Суд признал налогоплательщика и компанию, на которую после окончания налоговой проверки был переведен его бизнес, зависимыми лицами, а требования налогового органа о взыскании с зависимого лица задолженности по налогам – законными (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2017 г. № Ф10-3712/16 по делу № А36-2394/2017).

Судебное разбирательство началось после того как компания оспорила требование налоговиков уплатить недоимку, возникшую после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой налогоплательщику было доначислено налогов и пеней на 313 млн руб. Суды первой инстанции, апелляции и кассации встали на сторону налоговых инспекторов и признали их законное требование взыскать недоимку.

Однако осуществить взыскание налоговый орган не смог, так как налогоплательщик перевел свою финансово-хозяйственную деятельность на другое юрлицо. При этом крупные клиенты, а также большая часть сотрудников оказались переведены в новую компанию. Установив, что порядок ведения бизнеса организаций идентичен и новая компания перезаключила договоры с контрагентами налогоплательщика, налоговый орган обратился в суд со встречным заявлением о признании налогоплательщика и новой компании зависимыми юрлицами и взыскании с последней налоговой задолженности на основании подп. 2 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса.

Судами, в частности, было установлено и материалами дела подтверждено, что первая компания была зарегистрирована в Москве и состояла на налоговом учете с 2002 по 2012 год. Вторая компания была создана в 2012 году и до 2014 года была зарегистрирована в Москве. Их адреса госрегистрации и места расположения совпадали.

В свою очередь учредитель вновь созданной организации был указан в качестве директора департамента во второй компании.

Обе компании использовали в хозяйственной деятельности общие контактные телефоны, электронный адрес, товарный знак, осуществляли одинаковую деятельность, связанную с торговлей ломом и отходами. Их расчетные счета были открыты в одном банке. При этом доверенности для получения материальных ценностей и выписок из банковских счетов оба общества выдавали одному и тому же физлицу.

Оценив изложенные обстоятельства, суды пришли к выводу, что передача первой компании имущества (прав на получение доходов) ответчику после вступления в силу решения инспекции, принятого по результатам налоговой проверки, привела к утрате источника уплаты налогов и, как следствие, к невозможности исполнения налоговой обязанности. При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии у второй компании обязанности по погашению налоговой задолженности первой.

12 октября 2017 г.


Если кадастровой стоимости у объекта нет, но он включен в перечень, налог не платится

Письмом от 29.09.2017 N БС-4-21/19633@ ФНС разослала разъяснения Минфина от 27.09.2017 N 03-05-04-01/62799 насчет налогообложения недвижимости, включенной в региональный перечень "кадастровых" объектов, если кадастровая стоимость этой недвижимости не определена.

Минфин полагает, что если кадастровая стоимость объекта не определена в течение налогового периода, то положения статьи 378.2 НК не подлежат применению в отношении такого объекта недвижимости.

При этом в НК отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок определения налоговой базы в указанном случае.

Пунктом 2 статьи 378.2 НК прямо указано, что после принятия регионального закона переход к определению налоговой базы в отношении "кадастровых" объектов исходя из их среднегодовой стоимости не допускается.

Поэтому, по мнению ведомства, в отношении включенного в перечень объекта, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается.

11 октября 2017 г.


ФНС доработала проект новой формы уведомления о контролируемых сделках

На общественное обсуждение вынесен доработанный проект формы уведомления о контролируемых сделках. В случае его принятия утратит силу приказ ФНС от 27 июля 2012 г. N ММВ-7-13/524@. В мае публиковался первоначальный вариант проекта формы.

Теперь подразделы (внутри разделов 1А, 1Б, 2, 3) не будут пронумерованы римскими цифрами. В разделе 1А появится признак – совершается ли сделка от имени комиссионера (агента). Аналогично, в разделах 2 и 3 будет указываться, заполняются ли сведения в отношении комиссионера (агента).

Согласно пояснениям разработчика, необходимость в новой форме и формате уведомления возникла в связи с тем, что в НК добавлены новые основания для признания внутрироссийских сделок контролируемыми. Кроме того, с 01.01.2017 используются новые классификаторы ОКПД2 и ОКВЭД2. При этом появится возможность заполнения сведений о сделках с учетом цены сделки в валюте, будут введены дополнительные поля "Общероссийский классификатор валют" и "Процентная ставка по долговым обязательствам". Также будет учтена замена кодов ОКАТО на коды ОКТМО.

11 октября 2017 г.


Путин поручил ускорить внесение в Госдуму проекта «неналогового кодекса»

Как сообщает сайт Кремля, Владимир Путин поручил правительству ускорить разработку и внесение в Госдуму проекта федерального закона, предусматривающего определение единых правил установления, исчисления и взимания неналоговых платежей.

Напомним, проект "неналогового кодекса" был представлен общественности в середине июня, а в августе правительство утвердило план мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию их единого перечня.

Кроме того, президент РФ поручил внести в Госдуму поправки в НК в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), а также проработать вопрос о продлении переходного периода, в течение которого за неуплатоу налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица прибыли КИК уголовная ответственность не наступает при возмещении ущерба, причиненного бюджетной системе.

10 октября 2017 г.


Какие новшества по имущественным налогам физлиц и организаций появятся с 2018 года

В письме от 03.10.2017 N БС-4-21/19836@ ФНС рассказала об изменениях в налогообложении имущества в связи с опубликованием федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ.

Этим законом вносятся следующие изменения, применяющиеся с 1 января 2018 года.

Упрощен порядок предоставления налоговых льгот физлицам по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество. Физлица, имеющие право на льготы (в том числе в виде освобождения от уплаты налога, уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, дополнительных налоговых вычетов), представляют в налоговый орган по своему выбору заявление. При этом физлицо вправе представить документы, подтверждающие право на льготу. Новая форма заявления уже разработана.

Но если он этого не сделал, налоговый орган по информации, указанной в заявлении, запрашивает сведения самостоятельно у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения. Если таких сведений не существует, налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении сведений по запросу и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Также законом уточнены особенности определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости), исчисления и уплаты налога на имущество в отношении отдельных объектов. Если кадастровая стоимость объекта недвижимости иностранной организации или не учитываемого на балансе жилого помещения была определена в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (авансового платежа) по текущему налоговому периоду производится исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Субъекты РФ теперь будут устанавливать порядок применения льгот по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов с высокой энергетической эффективностью в соответствии с установленным перечнем таких объектов. Это касается также вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергоэффективности, если в отношении таких объектов предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Установлен новый порядок расчета земельного налога в случае определения кадастровой стоимости земельных участков вследствие изменения их количественных и (или) качественных характеристик. Изменение кадастровой стоимости участка вследствие изменения вида разрешенного использования и (или) перевода из одной категории земель в другую учитывается со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого участка.

В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую налог (авансовый платеж) исчисляется с учетом коэффициента в зависимости от сроков действия нового статуса участка (по аналогии с коэффициентом, зависящим от срока владения участком).

10 октября 2017 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@rmweek2015.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация

E-mail
 
Пароль
Забыли пароль?
  Войти Регистрация