О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Geneva Group International Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 18.12.2017

18.12.2017

Как применять кадастровую стоимость в целях НДФЛ с дохода от продажи недвижимости

В письме от 12 сентября 2017 г. № БС-4-11/18180@ ФНС ответила на вопрос о применении кадастровой стоимости для расчета НДФЛ в соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 НК.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ в НК введена статья 217.1, которой определяются особенности освобождения от НДФЛ доходов от продажи недвижимости, приобретенной в собственность после 1 января 2016 года.

Если такие доходы меньше, чем кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года продажи, умноженная на 0,7, то в целях налогообложения доходы от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости, умноженной на 0,7.

Если кадастровая стоимость объекта не определена по состоянию на 1 января года, в котором имела место госрегистрация перехода права собственности на указанный объект, новый порядок определения доходов не применяется.

ФНС рассмотрела ситуацию: налогоплательщик в 2016 году приобрел право собственности на объект недвижимости и в этом же году продал его. Учитывая, что данный объект находился в собственности менее минимального предельного срока владения, доход не освобождается от НДФЛ.

С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления пленума ВС от 30.06.2015 № 28, нормативные акты субъектов РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступают в силу как акты законодательства о налогах и сборах - не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Таким образом, по мнению ФНС, в описанной ситуации нельзя применить кадастровую стоимость, утвержденную в ноябре 2016 года, по состоянию на 1 января 2016 года. Как следствие, сумма дохода от продажи в целях НДФЛ определяется исходя из цены сделки, определенной продавцом и покупателем в договоре купли-продажи.

18 декабря 2017 г.


Казначейство разработало проект чек-листа для проверок работы аудиторских фирм

На общественное обсуждение вынесен проект формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемой в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (занимающихся аудитом ОЗХС) со стороны Федерального казначейства.

Список состоит из 67 вопросов. Среди них присуствуют, например, такие:

  • соблюдались ли аудиторской организацией принципы профессиональной этики (честность; объективность; профессиональная компетентность и должная тщательность; конфиденциальность; профессиональность поведения);
  • выполнялись ли руководителем задания процедуры контроля качества в отношении (контроля соблюдения этических требований и требований независимости; решения о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества; оценки навыков, профессиональной компетентности, времени, необходимыми для выполнения задания по аудиту; выполнения задания по аудиту), оценены ли руководителем аудиторской проверки результаты мониторинга;
  • получены ли аудиторской организацией в ходе аудита достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно количества и состояния материально-производственных запасов в случае их существенной величины;
  • согласованы ли аудиторской организацией надлежащим образом условия проведения аудита;
  • осуществлялись ли аудиторской организацией в ходе аудита процедуры оценки рисков проведения аудита;
  • собраны ли аудиторской организацией в ходе аудита уместные и надежные доказательства для того, чтобы иметь возможность сделать обоснованные выводы, которые послужат основанием для аудиторского мнения.

Чек-листы ведомство планирует применять при плановых проверках названнных организаций.

18 декабря 2017 г.


Любой безнадежный долг можно списать при наличии соответствующего резерва

Минфин России разъяснил, что в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то любой долг, признанный безнадежным, независимо от того участвовал он в формировании резерва или нет, подлежит списанию за счет суммы созданного резерва (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 ноября 2017 г. № 03-03-06/1/77995).

Напомним, что сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным п. 4 ст. 266 Налогового кодекса, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного периода, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В то же время, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном периоде.

В свою очередь, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266 НК РФ).

15 декабря 2017 г.


Сокращение срока камералок во втором и третьем чтении примут в следующем году

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 249505-7 о внесении изменений в части первую и вторую НК.

Главная новация – предлагается сократить срок проведения камеральных проверок до одного месяца с момента подачи налоговой декларации (сейчас статьей 88 НК установлен срок 3 месяца).

Законопроект предусматривает и ряд других новшеств. Сейчас в рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненка. Предлагается предмет такой проверки ограничить правильностью исчисления налога на основании измененных сведений, повлекших уменьшение налога или увеличение убытка.

Статью 101 НК дополнят нормами об акте по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. В таком акте должно быть указано нарушение, отраженное также в акте проверки и подтвержденное материалами допмероприятий. В случае принятия законопроекта акт нового типа с приложением полученных при допмероприятиях материалов будет вручаться проверяемому лицу в течение пяти дней. Случаи уклонения от вручения акта будут фиксироваться, а при пересылке акта заказным письмом днем его получения будет считаться шестой день со дня отправки.

Также предлагается увеличить лимит доходов для признания внутрироссийских "взаимозависимых" сделок контролируемыми – в целом с 1 до 3 млрд в год. Кроме того, предусматривается общий критерий "контролируемости" сделки российского лица с взаимозависимым иностранным – при сумме доходов по сделкам между указанными лицами от 60 млн рублей в год. В настоящее время согласно общему правилу, установленному первым предложением пункта 1 статьи 105.14 НК, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. При этом, в отличие от сделок, всеми сторонами (выгодоприобретателями) которых являются российские лица, для признания контролируемыми сделок с иностранными "своими" фирмами не установлено каких-либо ограничений. Таким образом, в случае принятия законопроекта не любые сделки такого типа будут считаться контролируемыми.

Для подтверждения нулевой ставки при экспорте согласно нормам статьи 165 НК нужна копия контракта с иностранным лицом. Слова "с иностранным лицом" из подпункта 1 пункта 1 данной статьи предлагается исключить.

Также предложено ввести необязательность повторного представления обобщенных документов по нескольким контрактам, ранее представленных в налоговый орган для подтверждения нулевой ставки, а также внести ряд других поправок в статью 165 НК. В том числе – товаросопроводительные документы предлагается исключить из списка подтверждающих документов при экспорте, потому что таможенные и налоговые органы могут сейчас убедиться в реальности пересечения товаром границы, не прибегая к изучению названных бумаг.

Пунктом 8 статьи 167 НК сейчас установлен момент определения налоговой базы при передаче имущественных прав. Имеющиеся правила предлагается дополнить тезисом о том, что указанный момент определяется как день передачи имущественных прав.

Второе чтение законопроекта состоится уже не в этом году – до 4 января установлен срок представления поправок.

15 декабря 2017 г.


Законопроект о передаче аудита под крыло ЦБ прошел первое чтение в Госдуме

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 273179-7 о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности.

В законе о ЦБ предусматривается его новая функция – "осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности в соответствии с законодательством РФ". ЦБ будет вправе проводить проверки деятельности аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских фирм, оказывающих аудиторские услуги организациям, указанным в части 1 статьи 5.1 закона об аудиторской деятельности, а также проверки СРО аудиторов.

Указанная новая статья 5.1 вводится в аудиторский закон данным законопроектом, в ней появится определение общественно-значимых организаций (ОЗО). С ними смогут работать только аудиторские фирмы, внесенные в специальный реестр и отвечающие ряду критериев. Среди ОЗО упомянуты ПАО, а также многие из организаций, ныне названных в статье 5 и убираемых оттуда. Реестр будет вести ЦБ.

Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, только если соответствует всем перечисленным ниже условиям:

  • численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года – не менее 12;
  • наличие в числе указанных аудиторов не менее трех аудиторов, каждый их которых:

имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом;

имеет опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций в течение трех предшествовавших дате подачи заявления последовательных лет;

  • опыт аудиторской деятельности этой аудиторской организацией составляет не менее трех последовательных лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления;
  • ведение аудиторской организацией своего сайта;
  • информация о деятельности аудиторской организации по перечню, установленному Банком России, раскрыта этой аудиторской организацией на ее сайте не менее, чем за три последовательных года, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления.

Исключается контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности из-под действия закона 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В перечне случаев обязательного аудита изменится подход к аудиту по критериям: для того, чтобы попасть под обязательный аудит, организация должна будет соответствовать двум критериям из трех: выручка свыше 800 млн рублей, сумма активов бухгалтерского баланса выше 400 млн, среднесписочная численность работников от 100 человек. Эти критерии должны соблюдаться подряд два года, предшествовавших отчетному.

Из части 1 статьи 5 будет убран ряд пунктов, например, АО, кредитные и страховые организации, а также прямое указание на ряд других участников финансового рынка, однако останется оговорка, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов – статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Вносится также множество других поправок.

Поправки к законопроекту думские функционеры предлагают внести до 12 января. В частности, напомним, власти должны были найти способ избежать конфликта интересов при регулировании ЦБ аудиторской сферы.

15 декабря 2017 г.


 Минфин планирует изменить ПБУ об учете расчетов по налогу на прибыль

Министерство опубликовало проект изменений в ПБУ 18/02. Главное, на наш взгляд, нововведение связано с применением балансового метода при определении временных разниц.

Рассмотрим подробнее изменения, которые будут интересны большинству компаний.

Применение балансового метода

Планируют установить, что временная разница - это разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения. Пример использования балансового метода ведомство предлагает отразить в приложении 2 к ПБУ.

Некоторые компании пользуются этим методом и сейчас, поскольку он проще, чем определение временных разниц через сравнение доходов и расходов, признаваемых в бухгалтерском и налоговом учете. Поправки окончательно снимут вопрос легитимности балансового метода. Кроме того, они сближают российские правила бухучета с международными: аналогичное определение временных разниц приведено в IAS 12.

Корректировка перечня временных разниц

По некоторым видам разниц могут быть сняты сомнения, относить их к временным или к постоянным. Это касается, например, разниц, возникающих при переоценке финансовых вложений по рыночной стоимости для целей бухучета. Согласно проекту такие разницы однозначно квалифицируются как временные.

Определение расхода (дохода) по налогу на прибыль

В ПБУ могут ввести новые понятия - расход и доход по налогу на прибыль. При этом хотят закрепить, что расход (доход) по налогу на прибыль представляет собой сумму следующих показателей отчета о финансовых результатах:

  • текущий налог на прибыль;
  • изменение отложенных обязательств;
  • изменение отложенных налоговых активов.

Уточнение терминологии

Вместо понятия "постоянный налоговый актив" предложен термин "постоянный налоговый доход", а вместо "постоянное налоговое обязательство" - "постоянный налоговый расход". На наш взгляд, это уточнение оправданно, ведь когда речь идет о показателях отчетао финансовых результатах, целесообразно пользоваться профильной терминологией - "доходы" и "расходы".

Интересно, что размещенный на сайте проект представляет собой действующую редакцию ПБУ с внесенными и выделенными поправками. Документ: Проект приказа Минфина России

15 декабря 2017 г. 


Стало ясно, с кого взыщут налоговый долг, возникший из-за преступления бухгалтера или директора

КС РФ постановил, что налоговый штраф нужно взыскивать исключительно с организации. Недоимку и пени представители государства могут требовать с преступника, а не с компании, если она:

  • прекратила деятельность (по данным ЕГРЮЛ);
  • фактически не действует или взыскание с нее невозможно;
  • служила лишь для "прикрытия" действий контролирующего ее физлица.

Напомним, что сейчас контролеры пытаются взыскивать налоговые долги как с преступников, так и с организаций. Так, юрлицу не удалось добиться списания с лицевого счета задолженности, несмотря на то что налоговики взыскали долг с генерального директора, совершившего преступление. Обратим внимание, что упомянутая ситуация возникла до того, как законодатели разрешили перечислять налоги за организацию любым лицам со своего счета. Несмотря на наличие такой практики, организации все равно надеются, что налоговики ограничатся взысканием с преступника.

Теперь юрлицам, руководители или бухгалтеры которых совершили налоговые преступления, нужно быть готовыми, что за налоговым долгом контролеры придут именно к компании. Документ: Постановление КС РФ от 08.12.2017 N 39-П

15 декабря 2017 г. 


Представлено ежегодное обновление к стандартам МСФО

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) представил сегодня традиционное собрание ежегодных улучшений к стандартам МСФО за период с 2015 по 2017 год. Как обычно, это относительно небольшие по масштабу, узконаправленные корректировки (в данном случае к четырем стандартам), несильно меняющие их суть. Для Совета по МСФО это пример выполнения одной из основных его обязанностей по поддержанию международных стандартов на необходимом – то есть самом высоком, разумеется – уровне.

Какие стандарты IASB прояснил в этот раз?

  • IFRS 3 “Объединение бизнеса”. Уточняется, что компания производит переоценку своей бывшей доли в совместной операции, после того как получает контроль над бизнесом
  • IFRS 11 “Совместная деятельность”. Компания не должна переоценивать свою бывшую долю в совместной операции, после того как получает совместный контроль над бизнесом
  • IAS 12 “Налоги на прибыль”. Компания должна одинаково учитывать все налоговые последствия дивидендных выплат
  • IAS 23 “Затраты по займам”. Любые заимствования, которые компания изначально привлекает для разработки актива, учитываются как часть общих заимствований, после того как данный актив готов к своему предполагаемому использованию или продаже.

Измененные стандарты вступают в силу с 1 января 2019 года, досрочное применение разрешается.

14 декабря 2017 г.


Формы бухгалтерской отчетности Минфин приведет в соответствие с законодательством

Минфин заявил о разработке проекта изменений в приказ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Поводом стало несоответствие положениям действующего законодательства о бухучете, указано в пояснениях. Впрочем, никакой конкретики (в том числе текста поправок) пока не опубликовано.

Также ведомство уточнило, что речь идет об отчетности организации, кроме кредитных и кроме относящихся к госсектору.

14 декабря 2017 г.


 ФНС привела примеры отражения в 6-НДФЛ разовых, годовых, ежемесячных премий

В письме от 10 октября 2017 г. № ГД-4-11/20374@ ФНС напомнила, что датой фактического получения дохода в виде премий, являющихся составной частью оплаты труда, признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход. Это согласуется с озвученной ранее позицией Минфина.

Вместе с тем, в случае начисления и выплаты работникам организации премий (единовременных, квартальных, за полугодие, годовых), например, по итогам работы за 2016 год, приказ о выплате которой датирован 15.06.2017, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты. Об этом также ранее говорил Минфин.

ФНС привела примеры заполнения расчета 6-НДФЛ при выплате премий. Например, работнику на основании приказа от 15.07.2017 выплачена 21.07.2017 ежемесячная премия по итогам работы за июнь 2017 года. Данная операция в разделе 2 расчета 6-НДФЛ за 9 месяцев 2017 года отражается:

  • по строке 100 указывается 30.06.2017;
  • по строке 110 – 21.07.2017;
  • по строке 120 – 24.07.2017 (с учетом пункта 7 статьи 6.1 НК);
  • по строкам 130, 140 – соответствующие суммовые показатели.

Если работнику на основании приказа от 05.08.2017 выплачена 10.08.2017 премия по итогам работы за полугодие за 2017 год, то:

  • по строке 100 указывается 10.08.2017;
  • по строке 110 – 10.08.2017;
  • по строке 120 – 11.08.2017;
  • по строкам 130, 140 – соответствующие суммовые показатели.

Если работнику на основании приказа от 5.08.2017 выплачена 10.08.2017 единовременная премия за внедрение программного обеспечения в декабре 2016 года – июле 2017 года, то:

  • по строке 100 указывается 10.08.2017;
  • по строке 110 – 10.08.2017;
  • по строке 120 – 11.08.2017;
  • по строкам 130, 140 – соответствующие суммовые показатели.

14 декабря 2017 г.


Налоговики рассказали о нюансах уведомления налоговых органов при изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций

В случае, когда у налогоплательщика после закрытия ответственного обособленного подразделения в определенном субъекте Федерации осталось только одно обособленное подразделение, он должен уведомить налоговые органы об изменении порядка уплаты налога на прибыль в бюджет данного субъекта Федерации. Для этого ему следует направить одно уведомление в налоговый орган по месту нахождения оставшегося в данном субъекте Федерации обособленного подразделения, а также копию этого уведомления – в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика. Другое уведомление ему необходимо направить в налоговый орган по месту нахождения закрытого ответственного обособленного подразделения. При этом порядок направления уведомлений, соответствующий данной ситуации, приведен в п. 4 раздела II Приложения № 3 к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986 (письмо ФНС России от 13 сентября 2017 г. № СД-4-3/18247).

Напомним, что особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, нормативно определены (ст. 288 Налогового кодекса). В частности, уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Федерации, производится российскими организациями по месту их нахождения, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ).

При этом, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на его территории.

В свою очередь обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет данного субъекта Федерации (ответственное обособленное подразделение) налогоплательщик выбирает самостоятельно. О своем решении он должен уведомить налоговый орган, в котором он состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, либо изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

Рекомендуемые типовые формы уведомлений, а также порядок представления уведомлений в налоговые органы приведены в приложениях к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.

13 декабря 2017 г.


Приложения к акту налоговой проверки могут быть направлены налогоплательщику отдельно

Налоговики разъяснили, что поскольку приложения к акту налоговой проверки являются самостоятельными документами, их направление отдельно от акта налоговой проверки не противоречит положениям Налогового кодекса (письмо ФНС России от 7 декабря 2017 г. № ЕД-4-2/24861@).

Напомним, что порядок направления документов в электронной форме по ТКС, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, нормативно установлен (приказ ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149@).

Так, в числе документов, направляемых в электронной форме по ТКС, предусмотрен акт налоговой проверки (подп. 21 п. 1 Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи). Форма акта утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189@.

В свою очередь к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). По мнению ФНС России, их можно направить налогоплательщику отдельно от акта проверки.

Добавим, что акт налоговой проверки по результатам выездной налоговой проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. В отношении консолидированной группы налогоплательщиков – в течение трех месяцев.

В то же время в ходе проведения камеральной налоговой проверки в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах акт налоговой проверки должен быть составлен в течение 10 дней после ее окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ).

13 декабря 2017 г.


Недействительные сделки: ФНС рассказала, когда корректировать обязательства по налогу на прибыль

Организация заключила в 2015 году сделки по приобретению и последующей реализации недвижимости. Суд признал их недействительными. В результате юрлицо подало за 2015 год уточненку, в которой уменьшило сумму налога на прибыль к уплате.

ФНС посчитала такие действия правомерными.

Из разъяснения следует, что налоговики рассматривают отражение налоговых последствий признания сделки недействительной как корректировку налоговой базы при обнаружении ошибок или искажений. Именно в этом случае подают уточненки.

Возможен и иной подход. В случае признания сделки недействительной стороны должны вернуть друг другу все полученное по сделке. Операции по восстановлению сторон в первоначальное положение нужно учитывать как новые факты хозяйственной жизни в том периоде, когда они произошли. Такой подход отражен в Определении ВС РФ.

Полагаем, что тем, кто не хочет спорить с контролерами, лучше уточнить в инспекции, как поступить.

В заключении отметим интересный момент. ФНС не затрагивала вопрос амортизации. Однако эта тема уже рассматривалась и финансовым ведомством, и налоговым. Они считают, что покупатель должен восстановить амортизацию по имуществу, сделка по приобретению которого признана недействительной. Для этого он должен внести исправления в декларации по налогу на прибыль. Документ: Письмо ФНС России от 28.11.2017 N СД-4-3/24087@

13 декабря 2017 г.


Обновлена статформа отчета об использовании интеллектуальной собственности

Приказом от 05.12.2017 N 805 Росстат утвердил обновленную форму статистической отчетности N 4-НТ (перечень) "Сведения об использовании интеллектуальной собственности". Форма вводится в действие начиная с отчета за 2017 год. Утрачивает силу приказ от 25 августа 2009 г. N 183, которым была утверждена аналогичная форма.

Форму должны сдавать все юрлица всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства), использующие интеллектуальную собственность в своей хозяйственной деятельности. При наличии обособленных подразделений форма N 4-НТ (перечень) заполняется юрлицом как по каждому подразделению, так и по юрлицу без этих обособленных подразделений.

12 декабря 2017 г.


Минфин рассказал, чем грозит переход на МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты"

Минфин выпустил "информацию" от 08.12.2017 о применении МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" банками и другими кредитными организациями.

Данный документ МСФО введен в действие для применения на территории РФ приказом Минфина от 27 июня 2016 г. N 98н и подлежит обязательному применению в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2018 года или после этой даты (но допускается и досрочное применение).

Применение МСФО (IFRS) 9, который заменит МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка", приведет к существенным изменениям в учете финансовых инструментов, в частности, в вопросах классификации и оценки финансовых инструментов, признания убытков от обесценения финансовых активов, учета хеджирования, отметил Минфин. В первую очередь, это коснется банков и других кредитных организаций.

Оценка ожидаемых кредитных убытков в соответствии с МСФО (IFRS) 9 в значительно большей степени основывается на суждениях и является более сложной, чем оценка понесенных кредитных убытков согласно МСФО (IAS) 39. Переход на МСФО (IFRS) 9 потребует существенного увеличения объема собираемой информации и улучшения ее качества.

Ведомство дало более подробные разъяснения по трем направлениям: классификация и оценка, обесценение, учет хеджирования.

12 декабря 2017 г.


Ожидаются изменения в форматах журнала учета счетов-фактур, книг продаж и покупок

ФНС обнародовала проект изменений в форматы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг продаж и покупок, требующие корректировки после выхода постановления правительства 981, вступившего в силу с 1 октября.

В частности, теперь журнал учета счетов-фактур надо заполнять только в случае выставления и (или) получения счетов-фактур в ходе предпринимательской деятельности в интересах другого лица. Так что формат журнала будет полностью изложен в новой редакции.

В форматы книги покупок и книги продаж вносятся отдельные поправки. В поле «Формат элемента» элемента «Идентификатор файла» заменят количество символов «T(1-200)» на «T(1-255)». В формате книги продаж в таблице 4.7 появятся новые строки - регистрационный номер таможенной декларации (графа 3а) и код вида товара (графа 3б). Меняется номер версии, в форматы обеих книг вносятся другие технические правки.

11 декабря 2017 г.


Сумма доходов для признания сделок контролируемыми может включать сделки группы лиц

В письме от 3 ноября 2017 г. N 03-12-11/1/72800 Минфин напомнил, что статьей 105.14 НК установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки с офшорными фирмами, сделки в области мировой биржевой торговли, а также сделки между российскими взаимозависимыми лицами (предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 и пунктом 2 указанной статьи) признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

В этих целях сумма доходов по сделкам определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК.

По мнению Минфина, для определения указанной суммы доходов следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.

Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуации, когда по заявлению ФНС суд может признать сделку контролируемой при наличии оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

8 декабря 2017 г.


С 2018 года условия налогообложения движимого имущества организаций будут изменены

Как разъяснила ФНС России на своем официальном сайте, с 1 января 2018 года решение об освобождении от уплаты налога на движимое имущество организаций принимают не федеральные, а региональные органы власти (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – Закон № 335-ФЗ). Соответственно, если субъект Федерации издаст региональный закон, то на его территории будет применяться федеральная льгота. Если же нет – налоговые ставки в отношении движимого имущества не смогут превысить в 2018 году 1,1% (п. 69 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Изменения порядка налогообложения коснутся только движимого имущества организаций, учитываемого на балансе с 1 января 2013 года как объект основного средства.

Например, в Московской области в 2018-2020 годах установлена нулевая налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. В законе перечислены исключения: объекты, принятые на учет в результате реорганизации юрлиц, при передаче имущества между взаимозависимыми лицами и другие.

В Еврейской автономной области в отношении движимого имущества организаций, указанного в п. 25 ст. 381 Налогового кодекса, налоговая ставка установлена на 2018 год в размере 0,5%.

Напомним, что в настоящее время освобождается от налога на имущество организации движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств. За исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми (п. 25 ст. 381 Налогового кодекса).

7 декабря 2017 г.


ВС РФ: НДС можно вернуть, даже если приобретенные работы не облагаются налогом

Суд признал недействительными решения налогового органа в части отказа обществу в возмещении НДС, поскольку предъявление обществу подрядными организациями счетов-фактур, в которых выделен налог, порождает у него право на предъявление этих сумм к налоговому вычету. В рассмотренном случае организация оплачивала работы подрядным организациям, ведущим реставрационные работы. Такой вид деятельности освобожден от налогообложения НДС (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 27 ноября 2017 г. № 307-КГ17-12461).

В данном деле организация оспорила в суде решение налогового органа об отказе в возмещении НДС на основании того, что приобретенные у подрядных организаций работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия, его реставрации и приспособлению для современного использования освобождены от налогообложения НДС (подп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса). Вместе с тем в счетах-фактурах был выделен НДС, соответственно, организация заявила налог к вычету. Суды в первой инстанции, апелляции и арбитраже встали на сторону налоговиков, посчитав что общество не имеет права на включение в порядке, предусмотренном ст. 171-172 НК РФ, в состав налоговых вычетов по НДС сумм налога, уплаченных подрядным организациям за выполнение спорных работ, не подлежащих обложению НДС. После этого организация подала кассационную жалобу в ВС РФ.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, в свою очередь, признала выводы нижестоящих судов неправомерными. Было отмечено, что в случае выставления организации счета-фактуры с выделением суммы НДС уплату в бюджет производят в том числе лица, не являющимися налогоплательщиками данного налога, или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также налогоплательщики при реализации товаров, не подлежащих налогообложению (п. 5 ст. 173 НК РФ). При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

В то же время в постановлении КС РФ от 03 июня 2014 г. № 17-П разъяснено, что одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений выступает право лиц, не являющихся плательщиками НДС, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с его исчислением и уплатой, вступить в правоотношения по уплате данного налога, что в силу п. 5 ст. 173 НК РФ возлагает на таких лиц обязанность выставлять покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы налога и, соответственно, исчислять сумму данного налога, подлежащую уплате в бюджет. Выставленный же покупателю счет-фактура, согласно п. 1 ст. 169 НК РФ, в дальнейшем служит для него основанием для принятия указанных в счете-фактуре сумм налога к вычету.

Как следует из п. 5 ст. 173 НК РФ, обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом – выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС посредством счета-фактуры (п. 1 ст. 169 НК РФ), а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.

Таким образом, общество, приобретавшее у подрядных организаций работы по сохранению объекта культурного наследия, его реставрации и приспособлению для современного использования, и получившее от этих подрядных организаций счета-фактуры с выделением суммы НДС, вправе было применить соответствующие налоговые вычеты, а подрядные организации обязаны уплатить НДС в бюджет. Тем более, что доказательств направленности действий общества и подрядных организаций на получение необоснованной налоговой выгоды в материалы дела не представлено и обществу не вменяется.

7 декабря 2017 г.


Разрабатывается формат уведомления об участии в международной группе компаний

ФНС России подготовила проект ведомственного акта, которым планируется утвердить формат уведомления об участии в международной группе компаний, порядок его представления и заполнения в электронной форме (проект приказа ФНС России "Об утверждении формата уведомления об участии в международной группе компаний, порядка его представления и заполнения в электронной форме").

Документом предусмотрены три приложения:

  • формат уведомления об участии в международной группе компаний в электронной форме;
  • порядок представления уведомления об участии в международной группе компаний в электронной форме;
  • порядок заполнения уведомления об участии в международной группе компаний в электронной форме.

Напомним, что налогоплательщики, являющиеся участниками международной группы компаний, в 2018 году должны представить в ФНС России уведомления об участии в международной группе компаний (ст. 105.16-2 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний").

Уведомление представляется по установленному формату только в электронной форме в срок не позднее восьми месяцев с даты окончания отчетного периода для материнской компании такой международной группы компаний (п. 4 ст. 105.16-2 Налогового кодекса).

Уведомление должно содержать следующие сведения на дату окончания отчетного периода:

  • наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер каждого налогоплательщика, являющегося участником международной группы компаний, код причины постановки его на учет;
  • информация о том, является ли налогоплательщик, представляющий уведомление, материнской компанией международной группы компаний или уполномоченным участником международной группы компаний;
  • информация о включении (невключении) налогоплательщика, представляющего уведомление, в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ либо о том, является ли налогоплательщик дочерним хозяйственным обществом предприятия или акционерного общества, включенных в такой перечень;
  • информация о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством РФ на предоставление предварительного согласия, предусмотренного абз. 2 п. 5 ст. 105.16-3 НК РФ;
  • наименование участника, являющегося материнской компанией международной группы компаний, государство (территория) ее налогового резидентства, регистрационный номер (номера), присвоенный материнской компании международной группы компаний в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) материнской компании международной группы компаний в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) материнской компании международной группы компаний (при наличии) и другие.

7 декабря 2017 г.


Правила подачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при реорганизации появятся в НК РФ с 2018 года

Из новых положений следует: независимо от формы реорганизации правопреемник будет обязан подать справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ за реорганизованное юрлицо, если оно само не сделает этого.

Нововведение касается и приложения N 2 к декларации по налогу на прибыль.

Специальных сроков подачи документов в новых нормах нет. Полагаем, этот вопрос лучше уточнить в своей налоговой инспекции.

Отметим, что ФНС подготовила проекты приказов с уточнением порядка подачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Документ: Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (рассмотренные изменения вступают в силу 1 января 2018 года)

7 декабря 2017 г.


ФНС опубликовала перечень актов, требования которых проверяются в ходе контроля

В письме от 29 ноября 2017 г. N ЕД-4-2/24157@ ФНС отчиталась о том, что разместила на своем сайте перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении ФНС госконтроля (надзора).

Сам перечень (утвержденный в апреле) недавно был актуализирован приказом от 21.11.2017 N ММВ-7-2/962@, сообщила ФНС.

6 декабря 2017 г.


Аудиторов оградили: ЦБ запретил компаниям раскрывать данные о борьбе с отмыванием

Финансовые компании стали отказывать аудиторам в представлении документов, относящихся к сфере антиотмывочного закона. Причиной послужило письмо ЦБ, в нем мегарегулятор приравнял аудиторов к третьим лицам, которым закон запрещает разглашать данную информацию. Аудиторам же эти документы необходимы при проведении проверок. Невозможность проведения полноценных проверок может привести к отказам добросовестных аудиторов от клиентов и замене их на «комфортных». Это вряд ли устроит уже ЦБ, ратующего за повышение качества аудита, указывают эксперты, ожидая все же появления разъяснений.

Об отказах клиентов, работающих на финансовых рынках, представлять в ходе аудиторских проверок документы и информацию по ПОД/ФТ, рассказали “Ъ” участники рынка. Причиной же таких отказов стало недавно обнародованное письмо ЦБ от 17 ноября №12-1-5/4141. В нем Банк России указал, что ст. 4 «антиотмывочного» закона 115-ФЗ содержит запрет на информирование третьих лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ, а также отметил, что законодательство РФ не устанавливает требований по проверке аудиторами компаний на предмет исполнения антиотмывочного законодательства, таким образом фактически разрешив финансистам отказывать аудиторам в предоставлении ряда документов.

До появления данного письма, по словам аудиторов, проблем с проверкой документов по ПОД/ФТ со стороны финансистов не было. «Впервые мы получили такой отказ со ссылкой на письмо,— отмечает глава компании “АСТ-аудит” Ольга Сударикова.— И этот отказ фактически диктует выбор — пойти на нарушение стандартов аудита или же отказаться от клиента». По словам руководителя комиссии по контролю качества СРО ААС Надежды Кобозевой, проверять соблюдение «иного законодательства», в том числе и 115-ФЗ, требуют от аудитора два стандарта МСА 240 и МСА 250. «При аудите тех же финансовых компаний не обойтись без изучения вопроса, насколько клиент исполняет требования 115-ФЗ, и оценки вероятности применения к нему санкций регулятором,— пояснила госпожа Кобозева.— Соответственно, аудитор не может делать выводы о возможности непрерывности его деятельности в будущем, о достоверности отчетности». По словам директора департамента управления рисками КПМГ Майи Надеждиной, закон «Об аудиторской деятельности» фактически запрещает клиентам ограничивать объем аудита и, соответственно, устанавливать ограничения в истребовании документов, необходимых для целей аудита. Эту позицию разделяют и в Федеральном казначействе (ФК) — ее высказала заместитель начальника управления по надзору за аудиторской деятельностью ФК Татьяна Коротаева на состоявшейся в понедельник встрече с аудиторами в ФК.

Действующий регулятор отрасли — Минфин ранее прямо требовал от аудиторов проверять соблюдение закона 115-ФЗ (письмо №07-02-05/40858). Сейчас Минфин несколько сменил риторику. На той же встрече замглавы департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина Сергей Соломяный отметил, что в рамках аудита не проверяется соблюдение клиентом требований 115-ФЗ, хотя по международным стандартам аудитор должен оценить соблюдение законодательных актов, оказывающих влияние на деятельность клиента.

Письмо ЦБ пришлось как нельзя кстати для финансистов. «В Госдуме находится проект закона, устанавливающий требования для аудиторов сообщать в Росфинмониторинг о выявленных в ходе проверки нарушениях ПОД/ФТ, отсюда, возможно, и нежелание показывать эти документы»,— отмечает заместитель руководителя НП «Национальный совет финансового рынка» Александр Наумов. «При прохождении аудиторской проверки мы будем соблюдать баланс интересов в части недопущения нарушения 115-ФЗ как с нашей стороны, так и аудиторской организацией»,— отмечает главный исполнительный директор ООО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов.

Стандарты аудита для финансистов не указ. «Коллизии между подзаконными актами и федеральным законом нет и быть не может, так как они имеют разную юридическую силу»,— отмечает руководитель службы финансового мониторинга НПФ «Сафмар» Диана Батыршина.

Аудиторы же уверены: поиск «баланса интересов» и представление документов по выбору клиента является прямой дорогой к аудиту «комфортному», другими словами — торговле заключениями. И не намерены идти на уступки. «Я проверяла и буду проверять соблюдение ПОД/ФТ,— отмечает замглавы Финэкспертизы Наталья Борзова.— По крайней мере до тех пор, пока не будет официального документа от регулятора аудита, которым пока еще является Минфин». В Минфине не ответили на запрос “Ъ”.

Аудиторы отмечают: если ситуация не разъяснится в ближайшее время, то в случае отказов в представлении документов по ПОД/ФТ при аудите отчетности за 2017 год они будут вынуждены либо выдавать модифицированные заключения с оговоркой на непредставление документов, либо отказываться от аудита. «Для крупных аудиторских компаний важна их репутация, нарушать стандарты аудиторской деятельности они не будут»,— отметила Майя Надеждина. Кстати, далеко не все клиенты намерены пользоваться правом отказа аудиторам. По словам гендиректора НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Дениса Рудоманенко, выявленные в ходе аудита ошибки и недостатки соблюдения 115-ФЗ могут «свести к минимуму риск применения административных мер воздействия со стороны Банка России».

Письмо ЦБ идет вразрез с заявленными им же целями повышения качества аудита, указывают эксперты. Ради повышения качества аудита и была затеяна реформа отрасли, в результате которой регулятором аудиторов станет ЦБ. В банке России отказались от комментариев относительно собственного письма. В Росфинмониторинге сообщили, что данная позиция со службой не согласовывалась.

6 декабря 2017 г.


ФНС рассказала о некоторых изменениях, связанных с НДС и внесенных в НК недавно

Президент РФ подписал законы, изменяющие порядок исчисления и уплаты НДС с 2018 и 2019 годов, напоминает ФНС на своем сайте.

С 1 января 2018 года на покупателей отдельных видов товаров возлагается обязанность налоговых агентов по НДС. Это введено федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Устанавливается, что при реализации на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов (эти операции больше не будут освобождаться от НДС), алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных, сумма НДС исчисляется налоговыми агентами – покупателями этих товаров. Исключение составляют физлица-не ИП.

Налоговые агенты будут обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС или нет. Налоговые агенты, применяющие общую систему налогообложения, одновременно с исчислением налога смогут заявить соответствующий вычет, то есть фактическое перечисление денежных средств в бюджет не производится.

С 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем – физлицо, ИП или юрлицо. Это предусмотрено тем же законом 335-ФЗ.

Кроме того, закон не признает налоговыми агентами посредников, являющихся субъектами национальной платежной системы, а также операторов связи, указанных в федеральном законе «О национальной платежной системе». Данная норма действует с 1 января 2018 года.

Применение нулевой ставки по НДС с 1 января 2018 года распространено на операции по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта. При этом нулевая ставка по НДС применяется только в случае, если ранее товары проходили таможенные процедуры – переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада (федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ, который устанавливает также право на отказ от нулевой ставки НДС).

Кроме того, ранее налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению ж/д подвижного состава и контейнеров для перевозки экспортируемых товаров, могли применять нулевую ставку по НДС только в том случае, если подвижной состав и контейнеры находились у них в собственности или в аренде. С 2018 года данное условие отменено. Таким образом, расширился круг лиц, имеющих право на применение нулевой ставки НДС по данному основанию.

6 декабря 2017 г.


Налоговики разъяснили, какие изменения в порядке исчисления и уплаты НДС ожидают налогоплательщиков в 2018 и 2019 годах

ФНС России на своем официальном сайте разместила информацию о вступивших в силу законодательных изменениях в администрировании НДС, которые начнут применяться в ближайшие два года. Так, с 1 января 2018 года на покупателей отдельных видов товаров возлагается обязанность налоговых агентов по НДС. Закон устанавливает, что при реализации на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов, а также сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС должна исчисляться налоговыми агентами – покупателями этих товаров (подп. "б" п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – Закон № 335-ФЗ). Исключение составляют физлица, не являющиеся ИП. При этом налоговые агенты обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет. В свою очередь налоговые агенты, применяющие ОСН, одновременно с исчислением налога вправе заявить соответствующий вычет, то есть фактическое перечисление денежных средств в бюджет производиться не будет.

Напомним, что в настоящее время операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов освобождены от НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса).

Кроме того, Законом № 335-ФЗ установлено, что с 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем – физлицо или юрлицо (подп. "а" п. 17 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Тогда как сейчас при оказании электронных услуг иностранные организации исчисляют НДС только в том случае, если покупателем услуг выступает физлицо. Если же контрагентом выступает юрлицо или ИП, последние выступают налоговым агентом и при перечислении платы по договору иностранному лицу удерживают НДС (п. 3 ст. 174.2 НК РФ).

Далее Закон № 335-ФЗ не признает налоговыми агентами посредников, являющихся субъектами национальной платежной системы, а также операторов связи, указанных в Федеральном законе "О национальной платежной системе". Данная норма начнет действовать с 1 января 2018 года (подп. "в" п. 17 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).

Помимо этого, с 1 января 2018 года налогоплательщики не вправе принимать к вычету суммы предъявленного НДС на товары, работы или услуги, приобретенные за счет полученных субсидий и бюджетных инвестиций (подп. "б" п. 12 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Данное ограничение также применяется, если субсидия увеличивает уставный капитал. Законом также уточнен порядок восстановления НДС в том случае, если субсидия частично компенсирует стоимость покупки.

5 декабря 2017 г.


Со следующего года банки начнут предоставлять ФНС России информацию о счетах клиентов, не являющихся резидентами РФ

Налоговики разъяснили, каким образом будет применяться закон об автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами. В частности, первая отчетность о счетах клиентов, не являющихся налоговыми резидентами РФ, должна будет поступить в ФНС России от банков до 31 июля 2018 года в отношении счетов, открытых до 2018 года. В дальнейшем общим сроком представления отчетности будет 31 мая года, следующего за отчетным (информация ФНС России от 28 ноября 2017 г.).

Напомним, что принят закон, устанавливающий правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетности о финансово-хозяйственной деятельности международных групп компаний (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний"; далее – Закон № 340-ФЗ). Данные требования соответствуют международным стандартам, которые были разработаны ОЭСР и одобрены Группой двадцати.

Закон № 340-ФЗ предусматривает предоставление страновой отчетности международными группами компаний за финансовые года, начинающиеся в 2017 году. Срок предоставления страновой отчетности составляет 12 месяцев с даты окончания финансового года. Таким образом, если у международной группы 2017 финансовый год равен календарному, то срок предоставления страновой отчетности для нее составляет весь 2018 год.

Также Закон № 340-ФЗ предусматривает право налогоплательщиков – участников международных групп, представить страновую отчетность добровольно за финансовые года, начинающиеся в 2016 году. При этом сроки представления данной отчетности за 2016 финансовый год ограничены сроком автоматического обмена страновой отчетностью между ФНС России и компетентными органами иностранных государств – не позднее 30 июня 2018 года (многостороннее Соглашение компетентных органов по автоматическому обмену страновыми отчетами от 27 января 2016 г.). При этом налоговики уточнили, что добровольный порядок представления страновой отчетности за 2016 год позволит группам компаний избежать вторичного истребования отчетности через дочерние подразделения в других государствах.

Кроме того, закон № 340-ФЗ установил обязанность для российских организаций финансового рынка проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России. В свою очередь установление процедуры, сроков, состава информации и порядка ее представления в налоговое ведомство входит в компетенцию Правительства РФ. Ожидается, что соответствующее постановление будет принято в начале 2018 года.

5 декабря 2017 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@rmweek2015.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация

E-mail
 
Пароль
Забыли пароль?
  Войти Регистрация